Путешествие на автомобиле по маршруту Ярославль - Прага

Рождение ребенка -один из самых важных и ответственных моментов жизни! Еще вчера ты жил ради себя, теперь же твоя жизнь не разделимо связанна с этим маленьким, крикливым комочком. Еще вчера у нас с супругой не возникало вопроса, куда, когда и как отправляться на отдых. Куда? Без разницы. Когда? Без разницы. Как? На самолете! Это же быстро.

Без путешествий мы были уже 1,5 года. Последнее нашей поездкой за территорию Российской Федерации было посещение Праги в августе 2016. Город необыкновенный. Всем тем, кто не разу не был в чешской столице, настоятельно рекомендую к посещению. Ну а тем, кто уже был… ну Вы и сами знаете, что вернетесь туда еще. По крайней мере желание такое у Вас точно есть.

Нашему Кириллу исполнился год, и мы решили, что он готов к своему первому путешествию. Первоочередными вопросами были выбор средства передвижения и пункта назначения. 

Самолет или машина? Между этими вариантами мы больше всего и думали. Долго думали. Пацан у нас непоседа, сложно представить, как он просидит пол часа на взлете и пол часа на посадке самолета, пристегнутый к маме. Кроме того, как и многие дети, он боится громких звуков. Блендер, принтер, пылесос, фен - вот не полный список страшной техники для карапуза. При чем в моменты такого испуга успокоить его очень сложно. Спасает только изоляция его от этих звуков.  Но при этом полное безразличие к чайнику, стиральной машине, дрели. В общем вероятность того, что ребенок проорет весь полет туда - обратно, была высока.  

Главный плюс самолета - это конечно скорость! Ну и наверно стоимость. Ведь путешествие на автомобиле в целом обходится дороже. Ведь к затратам на бензин, оплату виньеток и платных дорог, добавляется еще и проживание в промежуточных точках, а также питание.

Кроме того, такой отдых еще и гораздо протяжение по времени.

Из очевидных плюсов путешествия на автомобиле мы выделили в первую очередь комфорт малыша. Да дорога из не легких, все-таки 4560 км по итогу, но, мы постарались спланировать маршрут так, чтобы максимальный дневной пробег не превышал 600 км, а остановки на "побегать и попрыгать" каждые 1,5 -2 часа максимально облегчили ребенку путешествие.

Еще одним несомненным плюсом стало сам процесс автопутешествия, ведь это гораздо интереснее чем просто полет из точки А в точку Б. Едешь себе, любуешься пейзажами, заезжаешь в понравившееся места. Кроме того, маршрут путешествия на автомобиле поддаётся корректировке в любой момент времени. Резко решили изменит маршрут и поехать в другой город или даже страну? Не проблема, просто вбивайте в навигатор нужный адрес и перебронируйте отель. Это же действительно здорово, что Вы никак не привязаны к расписанию своего самолета и месту отдыха.

Ну и багаж! В автомобиль можно взять все что необходимо, не боясь перевеса. Наш автомобиль в итоге был забит «под завязку», чего стоит только то, что треть багажника были заняты детскими игрушками.

Взвесив все за и против, было принято решение, едем на автомобиле! А вот с пунктом назначения было проще, решили ехать в Прагу, во-первых, сравнительно не далеко (около 2200 от Ярославля), во-вторых, мы там уже были, следовательно, при любых раскладах (например, при плохом настроении ребенка) не возникнет сожаления, что так и не посмотрели город. Всю инфраструктуру знаем, так что проблем не должно было возникнуть. Их и не возникло.

Наш маршрут состоял из нескольких промежуточных точек:

1) Две ночевки в г. Минск

2) Ночевка, после прохождения границы. 

3) Ночевка в городе Краков

4) Ночевка в городе Брно

5) Пять ночей в городе Прага.

6) Ночевка в город Варшава.

7) Ночевка на территории Белоруссии

Выехали из Ярославля в 23-00. Специально в ночь. Расчет был такой, что ребенок, не нарушая свой режим сна, проспит всю дорогу до Минска. Ну и приятным бонусом быстрый проезд Москвы.

До Смоленской области все шло по плану, но как только рассвело солнце, проснулся наш карапуз. Оставшуюся дорогу мы ехали уже с остановками и не так быстро.

Не могу не отметить великолепное качество трассы Москва – Минск. Везде по две полосы в одно направление, практически везде имеется ограждение от встречного потока. Но нужно быть очень внимательным, ведь российская часть трассы просто усеяна камерами, фиксирующими скорость. На момент написания статьи, я проехал по дорогам Беларуси и Европы около 8000 км, но ни где не встречал такое количество камер, они просто везде. Где-то о них весят предупреждающие знаки, а где-то стоят обычные треноги. В Беларуси с этим проще. Ограничение скорости на магистралях 120 км в час. Но, как и России есть некое дозволенное нарушение, то есть то превышение, за которое нет наказание. Если в России это +20 км в час, то в Беларуси +10 км в час. Так что выставляем круиз –контроль на 129 км в час (и лучше это делать по навигатору или радар-детектору, использующего gps- ведь спидометры всех автомобилей немного завышают скорость) и вперед.

Камеры в Беларуси тоже есть, но перед каждой из них, метров за 100 весит яркий, предупреждающий знак. Не заметить его очень сложно! Но если вдруг такое случилось, и вы прозевали камеру, будьте готовы, что на подъезде к Бресту Вас остановят и предложат оплатить штраф.

В Минске мы прибыли в 10-00.

Подробный отчет о нахождении в Минске с грудным ребенком, я напишу в отдельной статье и ссылочку на нее оставлю здесь.

Второй отрезок был самый волнующим и интересным, ведь он включал в себя прохождение границы, первый раз с ребенком и первый раз на авто. Проходить границу было решено на погранпосте Домачево. Это было верное решение, прохождение границы заняло у нас немногим более часа.

Прохождение границы также заслуживает отдельной статьи. Ссылку на неё оставлю тут.

Километров через 30 после границы мы остановились на свою вторую ночевку. Отель находился на берегу озера, так что утро у нас началось прогулки по красивому берегу. Позавтракав мы выдвинулись в путь.


Впереди был непростой отрезок до города Краков. Я бы разделил дорогу до Кракова на две части, первая дорога до г. Жешув, второй от Жешува до Кракова. И если первый проходил по однополосной дороге, с постоянным проездом через населённые пункты со скоростью 50 км в час, то второй отрезок прошел по великолепному автобану, со скоростью 140 км в час.

Про Польские автобаны я бы хотел рассказать по подробнее. Лучше я пока не видел. Дело даже не в качестве самого покрытия, с этим понятно дело проблем нет. Дело в инфраструктуре, которая располагается на всем протяжении этих скоростных магистралей. Посудите сами, остановившись на заправку, Вы получаете следующие благи цивилизации: сама заправочная станция, какой-нибудь фаст фуд, бесплатный туалет, душ, столики и беседки, тренажеры, чтобы размяться после долгой поездки, ну и самое главное для нас, это огороженные детские площадки. Трудно поверить, что вся эта инфраструктура абсолютно бесплатна, создана просто для комфорта людей.

И самое интересное, что практически все скоростные магистрали в Польше бесплатные. Есть и платные участки, но они не большие и проезд по ним стоит копейки. Не требуется и покупки виньетки.

И ко всему этому и еще скоростной режим ограничивается 140 км в час…. Сказка.



Из всех стран, в которых я ездил на автомобиле (Беларусь, Чехия, Австрия, Словения, Хорватия, Венгрия, Словакия, Кипр), Польша имеет самые лучшие скоростные магистрали.

Далее у нас была ночевка в Кракове, с последующим осмотром города. Но о нем, в другой статье.

Проезд от Кракова до Брно прошел все по тем же великолепным автобанам. После въезда в Чехию, на первой заправке, была приобретена виньетка, стоимостью 12 евро, рассчитанная на 10 дней. 

Чешская виньетка клеится на лобовое стекло автомобиля, в верхнем углу, со стороны пассажира. В других странах, использующих виньетки для проезда по скоростным автомагистралям, расположение на лобовом стекле может быть другим. Например австрийскую виньетку необходимо наклеить либо в левом верхнем углу, либо вверху по середине лобового стекла.

Отсутствие виньетки фиксируется автоматически. Возможен не маленький штраф. 


Ребенок к этому этапу путешествия уже абсолютно адоптировался к постоянным разъездам. В автомобиле вел себя тихо, позволял спокойно приодолевать более значительные отрезки без остановки, чем это было в начале нашего путешествия. Более того, стал радоваться, когда в очередной раз, с утра, его сажали в автокресло.

Между странами Евросоюза границы условные, обычные дорожные знаки с указанием страны в которую въезжаете и рядом большой информационный щит с указанием скоростных режимов, действующих в данной стране.

В Брно мы приехали под вечер, решили отложить прогулку до утра. Но к большому нашему сожалению весь следующий день шел сильный дождь и толком посмотреть город не получилось. Но спустя 3 месяца, во время нашего второго автопутешествия в Европу, мы еще раз посетили этот город, погуляв по нему пару часов.

Последним отрезком нашего путешествия, до длительной остановки, был проезд от Брно до Праги. Прошел он быстро, по скоростным магистралям и уже в обед мы были на месте.

Прага великолепный город! Пожалуй, на данный момент — это самый любимый город, из тех, в которых мы были. Подробно о нахождении в Праге с годовалым ребенком я расскажу в отдельной статье.

Обратный маршрут проходил через столицу Польши- Варшаву. Отрезок пути от Праги был одним из самых сложных за все наше путешествие. Мало того, что его протяженность 620 км, так еще и половина его проходила через населённые пункты. После выезда на шикарные польские автобаны, дело пошло значительно веселее. Так что в столицу мы прибыли очень поздно, в районе 22-00. Ребенок очень устал, хотел спать, ревел. В общем этот отрезок запомнится нам на долго. Наверно стоило получше подготовится к данному отрезку, и спланировать более протяженный по километрам маршрут, но зато по скоростным автобанам, а для этого стоило изначально двигаться в сторону немецкой границе. Но доверившись навигатору, мы потратили очень много времени.

Но были и приятные моменты, отрезок проходил по достаточно живописным местам.



Но отдохнули хорошо и на следующее утро двинулись изучать Варшаву. Боясь повторения прошлого дня, гуляли по городу только до обеда. Все-таки в этот день мы планировали пересечь границу и заночевать уже в Беларуси. Так что в очередной раз мы не смогли изучить город так, как нам хотелось. Так что обязательно вернемся в Варшаву еще!

До границы мы ехали опять по медленным дорогам, с постоянными населёнными пунктами. Вообще стоит отметить, что в Польше великолепные скоростные магистрали, но к сожалению, к востоку от Варшавы они практически отсутствуют. Если не плохой участок Варшава- Белосток, с последующим переходом границы в Бобровниках, но в данной поездке мы решили пройти в том же месте, где и въезжали, в Домачево. Решение было правильным, границу прошли минут за 40.

Проехав километров 100 по Беларуси заночевали.

Последний прогон Беларусь –Ярославль составил в итоге 1300 км, что тогда и сейчас является моим личным рекордом. Но с ребенком не советую делать таких протяжённых отрезков, все-таки тяжело. Лучше спланировать свое путешествие так, чтобы отрезки не превышали 800 км в день. Тогда и Вам, и вашему ребенку, будет действительно в удовольствие такое атопутешествие!

В целом автопутешествие нам понравилось! Очень понравилось, как ребенок переносил такой не простой путь. Другое дело нахождение с ребенком в городах, там действительно были трудности, но об этом в отдельных статьях.

Главное, что хотелось бы посоветовать тем, кто планирует, как и мы подобное путешествие с меленьким ребенком: на каждый город, который вы хотите посетить (не с целью переночевать и сразу уехать) планируйте как минимум две ночевки. При всем желании, толком нами не были изучены Краков, Брно и Варшава. Где-то была плохая погода, где-то плохое настроение у ребенка, а где-то необходимость пораньше выдвинуться в путь.

Основной вывод мы сделали: с ребенком можно путешествовать на дальние расстояния! Главное занять его и грамотно спланировать свой маршрут.

Но с финансовой точки зрения, все-таки самолет гораздо выгоднее, путешествие на автомобиле удовольствие не из дешевых.

В любом случае попробовать такой вид путешествия стоит всем! А там уже сами сделайте выводы! Мы сделали… и через три месяца поехали на своем авто в еще более длинное путешествие -  в Хорватию. Но об этом в другой раз.


Александр Полищук, 01.10.2018 г.

К ДРУГИМ СТАТЬЯМ